ВЛАДИМИР САВЧЕНКО. СУДЬБА УНИКАЛЬНОЙ КОЛЛЕКЦИИ ЗНАЧКОВ ИНТЕРНАЦИОНАЛА

Как «Комсомолка» спасла случайную лейпццигскую находку 

Утрата даже самой малой частицы истории мировой материальной культуры – это пробел всего массива культуры в целом. На фото вы видите редчайшие экземпляры партийных значков начала XX века, сохранившиеся до наших дней совершенно случайно.
А дело было вот как. Весной1967 года шефу отдела пропаганды редакции газеты «Комсомольская правда» Валентину Чикину позвонил собственный корреспондент газеты в Берлине Генрих Гурков и рассказал любопытную историю о находке в Восточной Германии уникальных значков, изготовленных, предположительно, в 1910 году для очередного съезда III Интернационала. Значки, тщательно упакованные в жестяную коробку, хранились на чердаке дома жителя Лейпцига Альфреда Яна. Перебирая старый хлам, он их и обнаружил. Дед и отец Альфреда Яна были в свое время активными участниками левого рабочего движения и, наверное, имели отношение к распространению значков. Надо отдать должное этой семье: в годы фашистского режима значки были не уничтожены, а просто спрятаны до лучших времен. А ведь за такой политический клад полагались если не смертная казнь, то уж концлагерь непременно. Вот так, совершенно нетронутыми эти значки и дожили до 1967 года. Альфред Ян принес их в редакцию немецкой молодежной газеты «Юнге Вельт», а там заместитель главного редактора Фринц Венглер решил отправить половину сокровища – 500 значков в братскую газету «Комсомольскую правду».
На это были свои причины: в 1967 году «Комсомолка» проводила конкурс «Следопыты Октября», год был юбилейный – пятидесятилетие революции, значки могли стать наградными для участников конкурса. Сотрудники отдела пропаганды Виктор Сагидов и я были организаторами этого мероприятия, и помню, что мы были немного разочарованы, получив посылку из Берлина. На значках не было ни украшений из эмали, ни прочеканенной бронзы, а только глянцевые фотографии в рамках из тонкой жести, кое-где позолоченной. Правда, выглядели значки как новенькие, и эта сохранность вещиц начала ХХ века поражала. Немаловажным был и тот факт, что, наверняка, ни один из советских коллекционеров не держал в руках эти исторические предметы.
В «Комсомолку» тогда были присланы значки с фотографиями Владимира Ленина, Розы Люксембург, Карла Либкнехта, а также значки в виде флажков: на одних символ единства – крепкое рукопожатие, на других – надпись: «1-е Мая». Журналисты «Юнге Вельт» сообщили, что они провели проверку значков на историчность и выяснили, что существовали еще подобные значки с фотографиями Маркса, Энгельса, Плеханова, Бебеля и с эмблемой профсоюзов. Выпускать их начали в 1910 году. Тот снимок В.И. Ленина, который использовался для значка, был сделан в марте 1919 года, значит, значки выпускались еще и в двадцатые годы. По свидетельству вдовы В. Ногина, такие значки в 1923 году из Германии привез Карл Радек, и, якобы, среди них были значки с фото Троцкого. Жестяные рамочки значков, обрамлявшие фотографии, выпускались восьми видов. Кроме тех, что на фото, были рамки в виде щита с перекрещивающимися мечами и дубовыми листьями, в виде ромба, подвешенного к жестяной ленте с цифрой «8» - знак 8 марта – эта рамка предназначалась для фото Розы Люксембург. Были также круглые значки, подвешенные к жестяному бантику и рамки в форме вычурного переплетения золоченого канатика с двумя цветочками.
О «древнем» происхождении значков свидетельствовали, кроме всего прочего, колодки из тонкого картона, на которые они были пришпилены: каждый значок имел свое пропечатанное обрамление, что представляло собой типичный образчик стиля модерн, характерного для начала XX века. Еще одно доказательство возраста значков, - окислившееся до черноты олово, которым к тыльной стороне рамок припаяны иглы. В дальнейшем именно это обстоятельство – сгнившее олово - гибельно сказалось на судьбе значков: стоило приколоть реликвию к лацкану пиджака и сделать неловкое движение, рамка отламывалась и летела под ноги прохожих.
Была у значков и политическая история. Их носили перед первой мировой войной на сходках, митингах, демонстрациях левые социал-демократы. Установлено, что на нелегальной конференции рабочей молодежи, которая проходила в Галле в начале июля 1917 года, значок с фото Карла Либкнехта был своеобразным паролем, выделяя «своих», и служил пропуском. Значки эти носили участники ноябрьских событий в Германии в 1918 году и гамбургского восстания в 1923-м.
Тогда-то, наверное, и появились значки с В. Лениным.
Всю историю значков и лейпцигской находки «Комсомолка» изложила в публикации на своих страницах 4 мая 1967 года (см. фото).
Что же сталось со значками, присланными в «Комсомолку» из Берлина? Из пятисот значков около ста были вручены участникам конкурса «Следопыты Октября». Больше ста штук были подарены функционерам ЦК ВЛКСМ и ЦК КПСС. Оставшиеся значки достались журналистам «Комсомольской правды» шестидесятых годов. Надо полагать, большая часть значков из-за их непрочности погибла. Сохранились в семейных коробочках, быть может, штук 150-200. Если считать комплектом пять штук: Ленина, Люксембург, Либкнехта, «рукопожатие», «Первое мая», то сохранившихся едва ли хватит даже сорока коллекционерам. Во всяком случае в моем личном архиве полного комплекта уже нет.
Что касается комплекта, оставшегося в «Юнге Вельт» в Берлине, то спустя двадцать лет о значках там никто не помнил. По крайней мере, в восьмидесятые годы один из руководителей разведки ГДР был несказанно рад, получив в подарок для музея «Штази» в Берлине пять значков из коллекции «Комсомолки», которую ему передал мой приятель, обладавший комплектом.
Вот, пожалуй, и все, что известно о предметах на этом фото. Журналист-международник Генрих Гурков, лучше других знавший все подробности этой истории, ушел в мир иной. Валентин Чикин, сейчас главный редактор газеты «Советская Россия», свой комплект значков потерял. Ни у Василия Пескова, ни у Игоря Клямкина, ни у Виктора Сагидова, получивших в свое время комплекты, они тоже не сохранились. Самые лучшие значки, размещенные в свое время в музее «Комсомолки» у Голубого зала на шестом этаже по улице Правды, 24, исчезли бесследно…  Время безжалостно.

 

 
 

 


Назад к списку